Игра сбора
Каждый раз, готовясь к одному из ключевых воспитательных событий учебного года в нашей школе, – СБОРу (см.: Общешкольный разновозрастный сбор), педагоги с особым трепетом и волнением разрабатывают Игру по станциям. Концепция Игры по станциям проста и многим знакома. Это создание игровых зон, которые поочередно проходят команды. На каждую станцию выделяется одинаковое количество времени, а число самих станций равно числу команд, которые их проходят. Однако, уникальной саму Игру в нашей школе делает сотворчество детско-взрослого коллектива и стремление создать неповторимую атмосферу креатива и истинной командной работы.
Отличительные черты «Игры по станциям» Школы 825:
Станция «Nota Bene!»
Дата: февраль 2018
Цель: популяризация чтения
Форма: творческий мастер-класс
Продукт: закладки для книг
Ресурсы: мультимедийная презентация.
В последнее время большое внимание уделяется популяризации чтения. Нам тоже хотелось обратить внимание ребят на данный вид досуга и научить их делать стильный аксессуар для книг. Занятие начиналось с небольшого рассказа о происхождении и использовании закладок при помощи мультимедийной презентации. После этого всех участников станции делили на микро-группы, с каждой из которой работал старшеклассник и обучал их создавать закладки. Для изготовления ребятам предлагалось несколько видов: с использованием шерсти и бусин, аппликации и оригами. Творческий процесс очень увлек ребят, а заслуженной наградой стала собственноручно изготовленная закладка.
Станция «Код да Винчи»
Дата: февраль 2019
Цель: активизация и расширение знаний о Леонардо да Винчи[2], приуроченные 500-летию со дня смерти флорентийского гения; развитие навыков инженерного мышления
Форма: научный экспериментариум
|
|
Занятие начиналось с просмотр видео-ролика о Леонардо да Винчи, что стало своеобразным погружением в тему станции. Ребята, которые проводили станцию, создали костюмы, которые помогли им погрузить отряды в эпоху и настроить на работу.
После просмотра ролика отряд разделили на три группы, каждая из которых получила своё задание.
Первая группа собирала мост Леонардо.
Сборка моста Леонардо — дело увлекательное, требующее терпения и слаженности. Согласно легенде, собрать такой мост могут минимум два человека и только в том случае, если между ними есть взаимопонимание. Готовы проверить?
Ниже приводим алгоритм работы с группой и комментарии по сборке моста.
1. Итак, у нас с вами есть:
1) берега реки — деревянная плоскость с отверстиями;
2) бревна — вместо них мы используем комплект из 24 палочек;
3) и конечно же руки, а самое главное — голова.
2. Вставляем в отверстия первые четыре «бревна». Собирать мост мы будем с одного «берега» в направлении другого.
3. Кладем на «берег» первую поперечную палочку с внешней стороны опор.
4. Каждый следующий шаг — это последовательная установка двух продольных и одной поперечной палочки одновременно. Вот тут как раз и потребуются и голова, и руки, и командный дух! Пока один из вас аккуратно удерживает в напряженном состоянии уже собранную часть моста, второй готовит и устанавливает каждую новую секцию из трех деталей. После ее установки и фиксации первый перехватывает (принимает) новую секцию. Операция повторяется. Внимательно следите, чтобы ни одна из продольных деталей не вышла из зацепления!
5. Завершающий этап: устанавливаем на противоположном «берегу» за опорами последнюю поперечную палочку, которая зафиксирует всю конструкцию.
Если вам удалось собрать мост с третьего раза — смело ставьте себе «пятерку» за ловкость и слаженность!
И, пожалуйста, не переживайте! Скорее всего, вам придется не один раз повторить процесс, пока вы поймете все нюансы и сможете немного натренироваться. Но за то какое удовольствие — получить законченную прочную самоподдерживающуюся конструкцию! Попробуем повторить летом на даче?
Вторая группа собирала паззлы - самые известные картины Леонардо.
Для изготовления паззлов были выбраны репродукции самых известных полотен художника. Заранее данные репродукции были распечатаны и подготовлены для работы. Создания непосредственно пазлов ведущая проводила глубокое культурологическое исследование, связано с данными картинами, и после сборки паззла рассказывала о данных полотнах.
Третья группа с помощью 3D- ручки создавала медальон с изображением витрувианского человека.
После работы в микро-группах была проведена общая викторина для всего отряда.
1. Недалеко от какого города родился да Винчи?
Флоренция
Венеция
Тоскана
2. Какое чудовище Леонардо нарисовал на щите по просьбе отца?
Ехидну
Медузу
Цербера
3. Подмастерьем какого художника был Леонардо?
Микеланджело
Рафаэля
Вероккьо
4. Почему Вероккьо, по словам Вазари, забросил кисть?
Потому что написал картину всей своей жизни
Потому что его ученику Леонардо удалось превзойти его, написав всего лишь фрагмент картины
Он постарел и стал плохо видеть
5. Лиру какой формы создал да Винчи?
В форме морской раковины
В форме конской головы
В форме головы Медузы
6. Какую новую живописную технику воплотил в своих работах да Винчи?
Импасто
Сфумато
Сангина
7. Идею какого средства передвижения разрабатывал да Винчи?
Дирижабля
Поезда
Аэроплана
8. Какое из перечисленных изобретений приписывают да Винчи?
Самолет
Парашют
Телескоп
9. В какой стране находится действующий мост, построенный по проекту Леонардо?
В Италии
В Великобритании
В Норвегии
10. В каком году умер да Винчи?
В 1514 г.
В 1516 г.
В 1519 г.
По итогам работы отряд получал от 1 до 10 баллов.
Станция «Per Aspera Ad Astra»
Дата: февраль 2020
Цель: совершенствование знаний о космосе и популяризация астрономии, развитие воображения и творческих навыков
Форма: космическая обсерватория
Продукт: карта звездного неба и созвездие своего отряда
2019 год стал юбилейным для многих дат, связанных с астрономией и космическими событиями. 2020 год также богат памятными юбилейными датами. В 1960 году в космос были отправлены знаменитые собаки Белка и Стрелка. 18 марта 1965 года Алексей Леонов впервые в истории вышел в открытое космическое пространство. 15 июля 1975 года состоялась первая международная стыковка советского космического корабля «Союз» и американского суда «Аполлон». Эти и другие юбилейные даты мотивировали нас окунуться в тему космического пространства во время работы на станции.
Работа на станции состояла из нескольких блоков:
Приветствие участников
Разминка (актуализация знаний о космосе)
Игра-пантомима
После разминки отряду предлагалось выбрать знатока звездного неба, который без помощи словесного объяснения мог показать команде одно из предложенных созвездий. Для данного этапа были изготовлены карточки-созвездия (рыбы, циркуль, весы, дракон, единорог, индеец, близнецы).
Изучение моделей телескопов
На следующем этапе отряд знакомили с существующими на сегодняшний день телескопами при помощи мультимедийной презентации. Затем отряд делили на 3 микто-группы, каждой из которых выдавался паззл одной из моделей телескопа. Группа должна была собрать паззл и догадаться, какой телескоп они изображен.
Творческое представление изобретенного созвездия
После работы с телескопами отряду предлагалось вернуться в астрономическую лабораторию и изучить «новые созвездия». Ведущие станции придумали созвездие своей команды и назвали его «Звёздный патруль». Помимо креативного представления своего изобретения с демонстрацией карты звездного неба и своего созвездия, девушки исполнили танец.
Создание созвездия отряда и его представление
На следующем этапе СБОРовцам предлагалось создать созвездие своего отряда и сочинить про него легенду. Этот процесс захватил весь отряд: ребята создавали настоящие «шедевры» при помощи обычного тонированного ватмана и пластилина. Полет их фантазии позволил каждому отряду создать свои неповторимые созвездия, сочинив про них легенды.
Сценарий
Все вместе: Per Aspera Ad Astra!
Марго: Что переводится как «Через тернии к звездам»
(Дети заходят и рассаживаются.)
Вика: Здравствуйте, ребята, вы попали в космическую обсерваторию. Мы - научные сотрудники и прежде, чем поделиться с вами новой информацией, мы бы хотели проверить ваши знания.
Настя, Арина, Маша, Аня: (загадывают загадки, проводя разминку.)
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный … (телескоп)
Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя … (астроном)
Астроном — он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная … (Луна)
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая … (Ракета)
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: «астронавт»,
А по-русски … (Космонавт)
Космонавт сидит в ракете,
Проклиная все на свете —
На орбите как назло
Появилось … (НЛО)
НЛО летит к соседу
Из созвездья Андромеды,
В нем от скуки волком воет
Злой зеленый … (Гуманоид)
Гуманоид с курса сбился,
В трех планетах заблудился,
Если звездной карты нету,
Не поможет скорость… (Света)
Свет быстрее всех летает,
Километры не считает.
Дарит Солнце жизнь планетам,
Нам — тепло, хвосты — … (Кометам)
Всё комета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора —
Это черная … (Дыра)
В черных дырах темнота
Чем-то черным занята.
Там окончил свой полет
Межпланетный … (Звездолёт)
Звездолет — стальная птица,
Он быстрее света мчится.
Познает на практике
Звездные … (Галактики)
А галактики летят
В рассыпную как хотят.
Очень здоровенная
Эта вся… (Вселенная)!
Катя: Вы уже довольно много знаете, но справитесь ли вы со следующем испытанием? Сейчас мы проверим вашу фантазию и знание абсолютно разных созвездий.
(Объясняет принципы проведения этапа (правила схожи с игрой «Крокодил») и проводит его.)
Марго: Вы действительно неплохо разбираетесь в космосе. Ну, а заглянуть в космос нам позволяет... телескоп. Первую модель телескопа собрал Галилео Галилей 4 века назад. После этого модель телескопа Галилея усовершенствовал Ньютон, за что его приняли в академию наук. Сейчас телескопы гораздо мощнее, чем раньше. На данный момент есть три вида конструкции микроскопов. Линзовый, в котором в качестве объектива используются линзы Зеркальный, в нем в качестве объектива используются зеркала. И так же есть зеркально-линзовый. В нем используются как линзы, так и зеркала, это одни из самых дорогих телескопов. Помимо телескопов, используемых на земле, есть так же телескопы, летающие на орбите Земли. Изображение с таких телескопов гораздо более четкие и хорошие. Давайте вы сейчас попробуете побыть настоящими учеными и инженерами и собрать собственный телескоп?
(Дети собирают телескоп.)
Вика: Мы собрали наш телескоп, а что же мы будем наблюдать в этот телескоп? (дети отвечают). Да, мы будем смотреть на созвездия, но сначала я немного расскажу вам о них.
Созвездия представляют собой зоны, на которые делится небесное пространство, они были созданы, чтобы можно было удобнее ориентироваться по звездному небу. Стоит отметить, что названия тех или иных созвездий пришли к нам еще с давних лет, им давали имена в честь существ или предметов, на которые они были похожи. Удивительным фактом является то, что список официального количества созвездий был составлен еще в далеком 1922 году, при этом он остался без изменений до наших дней.
Одним из первых людей составивших подробную карту звездного неба был Птолемей.
Зодиакальные созвездия -это самые известные и популярные созвездия среди всех существующих. Принято считать, что их всего 12, хотя по факту их 13. Кроме привычных зодиакальных имеется одно созвездие, которые мы имеем возможность наблюдать с начала октября и до середины декабря, а именно созвездие змееносца, но его к данному списку не причисляют.
Что такое зодиакальный круг?
Слово «зодиак» пришло из греческого языка, оно обозначает «круг животных». Действительно, большинство созвездий, через которые проходят Солнце и Луна, связаны с мифическими и реальными животными. Древние греки разделили зодиакальный круг на 12 частей, назвав каждую часть по имени созвездия — Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы.
Интересные факты
Самая большая звезда. Этот титул носит Пистолетная звезда. Кроме этого, она еще считается одной из самых ярких в нашей галактике. Масса её составляет 27,5 масс Солнца.
Самой крупной из звездных фигур считается Гидра, она занимает 3,16% звездного неба и длинной полосой растягивается на четверть небосклона, располагаясь в северном и южном полушарии.
Марго: Ну что же, мы собрали телескоп и узнали про созвездия. Посмотрев внимательнее в телескоп на звездное небо, мы увидели ранее не замеченное скопление звезд… что же это может быть?
Вика: Я отвечу тебе на этот вопрос! Мы, в нашей обсерватории обнаружили ранее не замеченное созвездие. Всей командой мы воссоздали рисунок и с радостью расскажем вам про него.
(Начинаем рассказ про созвездие под названием «Звездный патруль»)
Когда-то давно существовали звезды. Каждая из них жила порознь, все они были абсолютно разные: одна была ярче, другая тускнее, они различались размерами, цветами и принадлежали к абсолютно разным галактикам. Но вот в один прекрасный день они были вынуждены объединиться. Каждая из них слетелась к главной и самой старшей звезде, которую астрологи называли «Ирина Викторовна». И вот несколько маленьких звезд превратились в одно большое созвездие, которое освещало всем путь и помогало найти дорогу в мир знаний, а называлось это созвездие «Звездный патруль».
Марго: ВАУ! (со вздохом) ну, раз мы нашли, то ребята точно справятся! Мы предлагаем вам, ребята, «найти» созвездие своего отряда.
Вика: Сейчас мы предлагаем изобразить с помощью пластилина и ватмана свое созвездие и сочинить историю возникновения этого созвездия. Но поторопитесь, у вас есть 8 минут, чтобы справиться с этим заданием.
(Дети делают созвездие и презентуют его.)
Свои созвездия командиры отрядов представляли на общем огоньке, а в качестве награды каждый отряд получил подарок. В качестве приза учителя создали «подарочные сертификаты» для каждого отряда, предоставив «безлимитный» доступ к виртуальному планетарию «Stellarium» (https://stellarium-web.org/). Уверены, что ребят заинтересует подобный ресурс, благодаря которому можно продолжить изучение космоса.
Использованы материалы педагогов 825-й московской школы: Масловой Н.В. и Семилетовой И.В.